Региональный оператор
по обращению с отходами
на территории Рязанской области

+7 (4912) 70-19-50Мы в социальных сетях

05 февраля 2024

СЛОВО РУКОВОДИТЕЛЯ

За несколько лет реализации новой системы по обращению с отходами все мы привыкли к тому, что вывоз твердых коммунальных отходов с контейнерных площадок осуществляет региональный оператор. Но мало кто задумывался о правовой стороне этого вопроса. И в нашей области есть ещё достаточное количество потребителей услуги, особенно среди юридических лиц, которые пренебрегают исполнением своих законодательно обусловленных обязанностей, возникших с приходом регионального оператора.

Дело в том, что в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156, каждый потребитель услуги по обращению с отходами обязан заключить соответствующий договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого он находится.

Информация о необходимости заключения такого договора была доведена региональным оператором ещё до начала своей деятельности – в октябре 2019 года, всеми доступными способами, в том числе путем размещения на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.

Если по каким-либо причинами юридическое лицо в отведенное для этого действия сроки (15 рабочих дней) не подало региональному оператору заявку на заключение договора с приложением необходимых сведений или мотивированный отказ от его подписания, договор всё равно считается заключенным на условиях типового договора по цене, рассчитанной региональным оператором по данным из открытых источников, находящихся в свободном доступе. Кто с этим был не согласен, - нет вопросов – подъезжай, объясняй, корректируй. Многие так и делали. Многие, но далеко не все. Есть и такие, кто решил отмолчаться, отсидеться.

Жителям области, наверное, небезынтересно узнать, что из 16,7 тыс. юридических лиц, образующих отходы и, естественно, пользующихся услугой регионального оператора, более 7 тыс. так и не заключили договор и ни разу не оплатили за свой мусор.

А ведь это не только пренебрежение Законом.

Это неуважение к своим же согражданам, жителям области. Это переполненные по «непонятным причинам» контейнеры, при расстановке которых не были учтены отходы «молчунов». Это, в конце концов, недополученные региональным оператором средства, которые могли бы пойти на развитие производственной базы, повышение уровня чистоты и порядка в наших дворах. Кстати, средства немалые – более 300 млн.руб.

Есть и еще один нюанс, о котором часто забывают руководители предприятий и организаций.

Согласно пункту 8(2) Правил № 1156 при переходе прав на здания, строения, сооружения, нежилые помещения и земельные участки, на которых происходит образование ТКО, к новому собственнику (иному законному владельцу и (или) пользователю) такой собственник (иной законный владелец и (или) пользователь) в 3-дневный срок обязан уведомить регионального оператора о таком переходе прав и заключить с ним договор на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами.

Специально для всех, кто думает, что это их не касается, сообщаем. В 2024 году планируется резкое повышение уровня претензионной работы по взысканию накопленной перед региональным оператором задолженности за оказанную услугу. Уже имеется достаточная положительная практика в этом направлении по линии мировых судей и Арбитражного суда.

Более того, по согласованию с Правительством области в новом году начнется широкомасштабная кампания по передаче материалов по всем нарушителям законодательства в органы контрольно-надзорной деятельности для привлечения в установленном порядке к административной ответственности.

Статьей 8.2. Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение правил обращения с отходами. Как следствие, нарушение требований Правил №1156 в виде не направления уведомления региональному оператору и отказа в оплате услуги образует состав правонарушения по данной статье КоАП. Санкции по данной статье предусматривают наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 100 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Дополнительно сообщаем, что привлечение к административной ответственности ни в коей мере не освобождает нарушителей и от оплаты накопленного долга за оказанную услугу, начисления за которую будут произведены, начиная с ноября 2019 года.

Что касается физических лиц, то здесь букет правонарушений ещё более внушительный.

Согласно ст. 148 (12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «Потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилых помещениях обязан информировать об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих(в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений и несет ответственность за достоверность предоставленных сведений».

Иных законных путей получения региональным оператором данной информации в настоящее время нет.

Поэтому собственник жилого помещения, при обнаружении некорректных данных в своем лицевом счете, может обратиться в абонентский отдел с заявлением на перерасчет, к которому необходимо приложить подтверждающие документы.

В порядке информации замечу, что согласно данным из открытых источников, в Рязанской области ежемесячно рождается около 1000 человек и около 1500 умирает. Не говоря уже о постоянной миграции населения.

И если о выбывших или умерших нам сообщают достаточно регулярно, то о родившихся за весь период деятельности РО не сообщили ни разу.

Очень часто жители возмущаются, почему им приходится платить и там где он прописан, и там, где, например, летом, фактически проживает.

Здесь тоже верховенство Закона. Согласно Правилам № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении (жилом доме, квартире), на основании нормативов накопления ТКО.

При отсутствии постоянно и временно проживающих, объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Согласно ст.155 Жилищного кодекса РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Правильность применения данной нормы законодательства в современных условиях становления системы обращения с отходами, когда практически исключена возможность установления не только точного объема индивидуального потребления услуги, но и самого факта ее потребления конкретным собственником или пользователем жилого помещения, подтверждена Постановлением Конституционного суда РФ от 12 июля прошлого года.

К сожалению, в нашей области достаточно много граждан, вполне обеспеченных, которые просто не платят за оказываемую услугу, хотя в полной мере, как и большинство их соседей, пользуются ею. И таких ещё достаточно много – десятки тысяч. И задолженность за ними числится немая – более сотни миллионов рублей.

Но хочу предупредить тех, кто думает, что «всё рассосется», - этот номер не пройдет. У нас на должном уровне поставлена работа с мировыми судьями. Только за прошлый год в отношении неплательщиков – физических ли было выдано почти 8 тысяч судебных приказов и взыскано в пользу регионального оператора более 19 млн. рублей.

В.В.Матюхин, директор компании «Эко-Пронск.